ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - ОБЩЕСТВО БУДУЩЕГО
Разомкнуть порочный круг порабощения личности капиталом, основанный на
чисто - капиталистической системе ценностей, может только
Демократический Социализм. Это общество с многоукладной, социально -
ориентированной экономикой, государственным регулированием рынка в
интересах народа и контролем со стороны общественных организаций,
которые призваны обеспечить приоритет нравственности над наживой,
гуманизма, солидарности и социальной справедливости над индивидуальным
и групповым эгоизмом. Это же относится и к преодолению экологического
кризиса. Сущность Демократического Социализма - не безудержное развитие
производительных сил - ценой искалеченных человеческих судеб, в
результате чего материальные блага польются как из рога изобилия...
Демократический Социализм - это нравственное духовное начало, которое
противопоставляется неудержимому, бездушному меркантилизму,
эгоистическим страстям чисто капиталистического общества. Это
Цивилизация другого типа, в которой любовь к людям и альтруизм в
личности доминируют над эгоизмом. Именно такой эта Цивилизация и
возникла много веков назад, выражая надежды людей на лучшее устройство
общества. И особенно сильно эта идея разрослась именно в противовес
духу наживы и чистогана, духу безудержной погони за прибылью и эгоизма,
которые в век новых технологий, не говоря уже о войнах, ведут
человечество к неминуемой моральной деградации и экологической
катастрофе. Поэтому выводить необходимость Демократического Социализма
только из экономических предпосылок материального благосостояния и
повышения общего уровня жизни было бы - глубоко ошибочно. Прежде всего
это нравственный выбор.
Демократический (гуманный) социализм
противопоставляется авторитарно-бюрократической системе и капитализму.
Это концепция социализма на новой основе, с учетом опыта мирового
развития и современных условий. Демократический социализм - это
гуманный социализм, в котором человек поставлен в центр общественного
развития, это строй позволяющий реализовать творческий потенциал
каждого человека, когда каждый волен заниматься любимым делом,
существовать безбедно занимаясь любимым и любым делом, при единственном
ограничении - не причинять своей деятельностью вреда кому бы то ни было
рядом... Демократический
социализм - это общество социальной справедливости, при котором каждому
человеку гарантируется равенство возможностей, и для каждого человека
созданы условия, позволяющие ему свободно развивать и реализовывать все
полезные для общества таланты и способности, и на этой основе, на
основе честного созидательного труда, своих профессиональных,
человеческих, нравственных качеств занимать достойное место в обществе.
Главной, важнейшей задачей этого общества будет создание условий, при
которых каждый человек может получить бесплатное среднее и высшее
образование, и культурное развитие, стать духовно-богатой, гармонично
развитой личностью - вне зависимости от материального и социального
положения, и места проживания - потому, что это является ключевым
условием существования такого общества. Ибо свободное развитие каждого
есть непременное условие свободного развития всех. В этом обществе
будут неукоснительно соблюдаться законность и права человека, включая
право на бесплатное образование и культурное развитие, право на труд и
достойную оплату по труду, право на бесплатное здравоохранение, на
отдых, право на достойную жизнь, на социальную защиту. Это общество
позволяющее развить и реализовать творческий потенциал каждого
человека. В этом обществе каждый сможет заниматься любимым делом,
каждый сможет найти себе достойное место. В этом обществе каждый сможет
честным трудом обеспечить себе и своей семье достойную жизнь, и каждому
будет воздаваться по делам его... Разумеется, для создания таких
условий потребуется усиление государственности (стратегически важные
для государства ресурсы и отрасли промышленности, предприятия
топливно-энергетического комплекса, центральный банк всегда должны быть
в собственности государства), возрождение промышленности, создание
мощной и многоукладной экономики с государственной, коллективной и
частной формами собственности на средства производства,
высокотехнологичных производств и индустрии. Только государство может
взять на себя ответственность за бесплатное образование, развитие
фундаментальной науки и опережающий научно-технический прогресс,
регулирование рынка и социальные гарантии. Это строй, при котором
установлен приоритет нравственности над экономикой. В этом обществе
должно быть общепризнанно и каждый школьник должен знать, как азбучную
истину следующее: недопустимо, чтобы экономические, рыночные и
государственные факторы развития превратились в самоцель - они всегда
должны быть в качестве средства свободного развития и самореализации
личности, подчиненные культурным и нравственным ценностям. Социальная
справедливость и социальное равенство, а так же принципы демократии -
являются фундаментальными базовыми принципами демократического
социализма.
СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Справедливыми, в моем понимании, являются
такие общественные отношения, которые обеспечивают: справедливую оплату
по количеству и качеству труда; равные возможности для каждого человека
свободно развивать и реализовывать свои способности; равные возможности
в области образования; равные возможности культурного развития; равные
возможности в области здравоохранения; равную социальную защиту; права
человека; демократические права и свободы граждан. Государство должно
гарантировать общедоступность достижений культуры и науки. Возможность
достижения реальной демократии и свободы неразрывно связана с
принципами социальной справедливости и социального равенства. В
соответствии с принципом социальной справедливости природные богатства
и блага: земля, недра, водные ресурсы, леса и животный мир, - являются
достоянием всего народа и всегда должны находиться в собственности
государства. Земли сельскохозяйственного назначения должны сдаваться в
долгосрочную аренду на 40-50 лет, с правом продления договора.
Исключение составляют только приусадебные, дачные и садово-огородные
участки, которые могут находиться в частной собственности граждан и
быть предметом купли-продажи. При этом каждый гражданин с самого
рождения должен иметь равные права на природные богатства и блага, что
должно выражаться в использовании природных ресурсов и земельной ренты
в интересах всего народа в виде капиталовложений в образование,
фундаментальную науку, медицину, социальную защиту, в строительство и
эксплуатацию общедоступных туристических, спортивных и курортных баз
отдыха, санаторных здравоохранительных учреждений. Посредством такой
политики государство будет психологически ориентировать своих граждан
не на хищнический захват куска, а на гуманистическое отношение к людям
в духе братства и дружбы, будет ориентировать на экологический подход к
природе. Не могут быть справедливыми те общественные отношения, при
которых господствует принцип распределения прибыли по капиталу. Он
всегда позволял и позволяет собственникам присваивать долю прибыли,
значительно превышающую их личный трудовой вклад.
СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО. Социальное равенство при демократическом
социализме подразумевает не экономическую уравнительную политику, а
обеспечение равноправия, равенства всех граждан перед законом,
политическое и культурное равенство, равные социальные гарантии и
социальную защиту, равные реальные возможности осуществления равных
прав. Экономическое равенство противоречило бы принципу справедливой
оплаты по количеству и качеству труда, а также развитию частной
инициативы и предпринимательской деятельности граждан. Социальное
равенство, в моем понимании, должно быть основано на следующих принципах и условиях.
Во-первых, принцип равных возможностей в области образования, когда
каждому человеку гарантируется Конституцией право на бесплатное
дошкольное, среднее, среднее специальное и высшее образование в
соответствии с его способностями и трудолюбием независимо от
материальных возможностей семьи и места проживания. Соответственно это
должно быть обеспечено с финансовой стороны стипендиями не ниже
прожиточного минимума и бесплатными общежитиями для иногородних при
учебных учреждениях. При этом должны быть созданы все условия для
всестороннего развития способностей и талантов каждого человека, а
также все условия для самообразования. Образование, благодаря которому
люди получают возможность понимать явления окружающей их
действительности, обретают высокий уровень политической культуры, -
является необходимым условием реализации политического равенства.
Во-вторых, государством должна гарантироваться общедоступность
детских учреждений, необходимых для полноценного, гармоничного развития
детей: детских садов, центров детского творчества - с различными
кружками и секциями, домов культуры, художественных и музыкальных школ,
театральных студий и других развивающих учреждений, вне зависимости от
материального и социального положения семьи.
В-третьих, принцип равных возможностей в области здравоохранения,
когда каждому человеку обеспечено Конституцией право на бесплатную и
качественную защиту здоровья независимо от уровня личных доходов.
Фактически это право должно быть обеспечено через сеть государственных
учреждений здравоохранения, спортивных, оздоровительных и
санаторно-курортных комплексов.
В-четвертых, всем гражданам должно гарантироваться равное право на
социальное обеспечение и социальную защиту, в том числе защита
материнства и детства, инвалидов, пенсионеров и безработных. В-пятых, каждый гражданин должен иметь равные права на природные богатства и блага. ДЕМОКРАТИЯ.
Политическая Демократия предполагает реализацию политических прав и
свобод граждан, плюрализм и многопартийность; обеспечивает полновластие
народа - как единственного источника власти и гарантирует каждому
гражданину реальную возможность прямо, или через избранных им
представителей участвовать в решении всех вопросов общественной жизни;
обеспечивает равенство всех граждан перед законом. Демократия
предполагает свободу слова и печати, свободу собраний, союзов,
митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, гарантирует свободу
распространения информации, - если только эта информация не составляет
военной или государственной тайны. В обществе, где одни
граждане имеют привилегию на образование и развитие - благодаря
экономическому господству над другими и платному образованию - не может
быть реальной Демократии!!! Только тот человек способен грамотно
реализовать свою политическую волю, которому обеспечено право на
бесплатное образование на всех уровнях, право на труд, охрану здоровья
и социальную защиту. Реальная политическая демократия неосуществима без
социального равенства и вне общества социальной справедливости!
Подлинный Социализм и подлинную Демократию нельзя разъять, это две
стороны одного и того же общественного процесса, одного и того же
общественного движения, просто немыслимые одна без другой. Одна из
важнейших функций демократического общества состоит в том, чтобы
предоставить всем политическим силам, действующим на конституционной
основе, равные возможности довести до населения свою точку зрения на
проблемы, представляющие широкий общественный интерес.
Демократический социализм - это строй, при котором каждый гражданин
осознает свою ответственность за судьбу Страны и вместе с другими
активно участвует в политической, экономической и культурной жизни
общества. Ибо недемократическое общество не может быть социально
справедливым. В нем установлена подотчетность исполнительной власти
всех уровней Представительным органам власти и введен контроль со
стороны общественных организаций. Демократия невозможна без приоритета
законодательных органов власти, призванных не только принимать законы,
но и осуществлять контроль за деятельностью исполнительных органов.
Освобождение исполнительных органов от контроля со стороны
представительной власти всегда ведет к господству бюрократии и
произволу. Демократический социализм - это строй где
каждый гражданин понимает, что свобода не означает анархию и, признавая
за собой право, быть свободным, каждый человек должен свято соблюдать
это право по отношению к другим. Как говорил Добролюбов, - каждый
человек должен усвоить простую формулу: если он живет за счет
присвоения плодов труда другого человека, - тем самым он посягает на
свободу другого человека. Такой государственный строй должен
называться именно «Демократическим Социализмом», чтобы отражать в своем
названии неразрывную связь обоих великих гуманистических начал, что
подразумевает одинаковую важность и социалистического и
демократического направлений и опасность однобокого их проявления -
чреватого авторитарной диктатурой или диктатурой одного класса над
другими. Два эти начала будут уравновешивать и дополнять друг друга.
При этом государство превратится из аппарата насилия в аппарат
интеграции всех здоровых сил и способностей разных людей. Главными
ценностями такого общества являются: любовь к людям, человек
созидательного труда, духовное и культурное развитие, справедливость,
демократия, социальное равенство, свобода, реализация личности,
гуманизм, солидарность, патриотизм, интернационализм, природа. Это
общество основано на вечных нравственных ценностях: правде,
справедливости и человечности, на любви к людям и природе, на
общедоступности образования, гармоничном развитии способностей каждого
человека и реализации личности во всех отношениях - полезных обществу,
на любви к Родине, на дружбе и солидарности людей, на честном
созидательном труде и заботе о других, на демократии и свободе, на
высоких нравственных и гуманистических идеалах, исторических и
политических знаниях, которые в комплексе и формируют гражданина и
патриота своей Родины. Поэтому демократический социализм - это общество
высокой культуры и морали, социальной справедливости и социального
равенства, многоукладной и эффективной экономики, позволяющей каждому
человеку реализовать присущие ему способности, если они не приносят
вреда другим людям.
ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ является КЛЮЧЕВЫМ УСЛОВИЕМ решения
многих важных общественных проблем, начиная от прав человека и кончая
переходом экономики к современным наукоемким, автоматизированным
технологиям, по следующим причинам: - РАВЕНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ. В любую
эпоху, а тем более в наше время научно-технического прогресса,
возможности человека определялись в значительной степени его знаниями и
всесторонне развитым интеллектом. Но образованными не рождаются.
Поэтому без обеспечения бесплатного образования на всех уровнях: и в
школах, и в ВУЗах - разговоры о равенстве возможностей - фикция и
софистика, это все равно, что говорить о кислой щелочи. Без
общедоступного образования на всех уровнях общество социальной
справедливости неосуществимо. Иначе оно не будет соответствовать своей
сути. Очевидно, что если образование в ВУЗах сделать платным, или даже
лишить студентов стипендии, то при Российской бедности это в кратчайшие
сроки превратит высшее образование в привилегию для избранных. -
ПОДЛИННАЯ ДЕМОКРАТИЯ. Только бесплатное образование, вне зависимости от
материального и социального положения, и места проживания - гарантирует
свободное развитие каждой личности - как основы демократии, не в узком
кругу какой-либо касты, а в обществе в целом. Именно этого опасается
прежде всего, Олигархия, ибо высокий интеллект, культура,
нравственность, человечность и солидарность большинства граждан не
позволят формироваться устоям общества, в котором господствует
угнетение и тирания, не позволят манипулировать мыслями и чувствами
людей для удовлетворения своекорыстных целей властной верхушки
государственного аппарата. Не Президент, а высокий интеллект и
гармоничное развитие личности большинства граждан - самые надежные
гаранты истинной демократии.
- УГРОЗА ДЕГУМАНИЗАЦИИ. Целью буржуазной системы образования всегда был
узкий специалист - как средство производства для нужд капиталистической
индустрии, а не гармоничная личность! Ставка делалась на формирование
частных навыков, которые понадобятся в производственном процессе. Эту
систему не интересуют все остальные потенции человеческого мозга, и
поэтому вне производственного процесса человек в массе остается
психологически человеком пещерным, Человеком Невоспитанным. Такой
человек легко может стать жертвой манипуляций общественным мнением со
стороны правительства, крупного капитала и средств массовой информации,
находящихся под их контролем. Такое образование не предоставляет
истинной духовной и политической свободы, а низводит людей до
«специализированных муравьев». Такая личность - цель и продукт общества
потребления, безликий винтик в машиноподобном капиталистическом
обществе, которое использует человека лишь как орудие, для обогащения
избранных. Его личность будет всегда такой какой его хочет видеть
начальство; у нее не будет своего «лица».
- ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО. Опорой в создании нового, подлинно
гуманистического общества будут не просто высококвалифицированные узкие
специалисты, технократы - безопасные для устоев Олигархического строя,
а гармонично развитые личности с высоким уровнем универсальных
способностей, дающим им широкий простор и профессионального, и
политического самоопределения. Торжество права и подлинной демократии
возможно только в обществе с высоким уровнем правовой, политической и
общей культуры населения. Поэтому государство должно обеспечить всем
членам общества возможность повышать свой культурный и образовательный
уровень в различных формах на протяжении всей жизни.
- КАЧЕСТВЕННОЕ ОТЛИЧИЕ Демократического Социализма от других
общественных формаций - отношение к человеку, лежащее в основе его
доктрины. Одним из базовых принципов Социализма является принцип
обеспечения достойной жизни и свободного развития каждого человека.
ЧЕЛОВЕК - как свободная творческая личность является ЦЕЛЬЮ, а не
средством, для производства товаров, не орудием обогащения избранных.
Демократический Социализм отличается гуманистическим отношением к
людям, и новой, гармоничной формой взаимоотношений между личностью и
обществом, основанной на глубоком изучении человека, его психологии,
полноты его потребностей и способов их реализации.
- СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ в этом обществе, по-матерински,
помогает каждому человеку выявить и развить творческие дарования
скрытые в нем. Она помогает расцвести его гармонично развитой личности.
Она учит пользоваться подлинными духовными богатствами, открывает перед
человеком возможности - творческой самореализации личности в любимом
деле, а не ориентирует на суррогаты счастья, которые можно купить за
деньги. Разница здесь не только в общедоступности образования, но в
качественно новых взаимоотношениях преподавателя и ученика. Учебная
деятельность - это тоже труд. И задача преподавателя - превратить
учебный процесс в творческий и увлекательный, а не в пичканье
информацией и рутинную зубрежку. Педагог «с большой буквы» должен уметь
увлечь ученика совместными поисками и радостью открытий, и привить
любовь к самостоятельному добыванию знаний. Волшебство настоящего
педагога заключается в том, чтобы его ученик понял, что мир огромен,
сложен и очень увлекателен; в том, чтобы ученик стал способен к
восприятию нашего сложного мира во всех его противоречиях, стал
способен получать удовольствие от рассмотрения связей и
закономерностей, даже если они совершенно не касаются непосредственного
удовлетворения его биологических и социальных инстинктов. После такой
«Школы» человек будет подлинным творцом и Настоящим Человеком. Он
никогда не променяет подлинную радость и удовлетворение от жизни,
которые состоят в творческой самореализации личности - в любимом деле и
сотворчестве с другими людьми - на суррогаты счастья, которые можно
купить за деньги!... Потому, что он понимает, что это богатство своих духовных переживаний нельзя купить ни за какие деньги!... Были
и есть отдельные педагоги, которые стремятся прежде всего учить людей
самостоятельно мыслить и привить им любовь к познанию, к
самостоятельному открыванию мира. Но к такому качеству должна перейти
вся система образования. Отдельные, пусть даже самые талантливые
педагоги не в силах ее изменить. Неизвестно - сколько сейчас бродит по
нашей стране «Ломоносовых» и «Менделеевых», не имеющих возможности
развить и реализовать свой потенциал... Именно поэтому при Социализме
во главу угла ставятся равные возможности детей в получении образования
и культурного развития независимо от семьи. Государство в лице
бесплатной школы, творческих кружков, факультативов, художественных и
музыкальных школ, и театральных студий берет на себя роль второй семьи.
Среда в этих коллективах компенсирует порой недостаточно высокий
культурный уровень в отдельных семьях и способствует развитию
многогранной, талантливой и гармоничной личности, которая и является
основой устойчивой демократии. Столь же принципиальными должны
считаться равные возможности получения бесплатного образования в вузах.
- Личность может стать полноценной лишь в общении с другими людьми и
взаимодействии с ними. Необходимо разрабатывать новые развивающие
психологические методики для детей и внедрять их в школах. Будущее во
многом зависит от развития психологии как науки, от исследования
человека. - Заметьте,
что в основном остались верны социалистическому выбору те, кто раскрыл
для себя в Советское время подлинные духовные богатства; те, кто
состоялся как ЛИЧНОСТЬ в Советское время. Это: учителя, летчики, врачи,
инженеры, ученые, и т.д., - и они никогда не променяют светлые
переживания своей души на суррогаты, которые можно купить за деньги...
Неужели некоторым не понятно, что предали социалистическую идею духовно
пустые люди, которые не сумели реализовать свою личность. Они пошли за
теми, кто обещал им больше платить. Им нечего было терять потому, что у
них не было духовно богатого мира. Это как раз те кто не научился
пользоваться духовными богатствами. - ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОНОМИКИ. Теперь - наукоемкие технологии все больше выступают в качестве основного средства производства.
Мощность экономики зависит от интенсивного перехода на наукоемкие и
высокотехнологичные автоматизированные производства, включая
биотехнологию и генную инженерию. Это открывает качественно новый,
более высокий научно-технический уровень экономического развития.
«Органические», и другие наукоемкие технологии детерминированные более
сложными научными знаниями (биология, социология, психология, биохимия
и т.п.) не могут быть применены без соответствующего развития человека;
без повышения его до положения творческой личности. В этом заключается
социалистичность таких технологий. Эффективность развития всего
общества в целом зависит от того насколько каждый человек любит свое
дело. Только в любимом деле человек может стать высоким профессионалом
и принести большую отдачу обществу. Ибо большая цель рождает большую
энергию. В этом обществе труд не порабощает человека, а высвобождает
его, труд становится уникален, так как это - способ реализации
личности. Экономическая наука потому и оказывается в положении
реликтовой системы мышления, способной пролить очень незначительный
свет на социалистическое общество будущего, что это будущее
беспрецедентно. Экономическое развитие и социальные достижения имеют
моральную ценность, если освобождают личность и создают условия для ее
гармоничного развития, а не порабощают ее. Экономические отношения,
если они будут доминировать, никогда не позволят человеку превратиться
из средства для производства товаров в свободную творческую личность,
ибо в «гравитационном поле» экономических отношений отношения людей
подчинены и выступают как отношения вещей.
В чем специфика Демократического Социализма? - Доминанта в этой новой
системе должна перейти от экономических отношений к
социально-культурным отношениям, к такой культуре труда, которая не
может быть измерена в денежном эквиваленте, потому, что он уникален и
бесценен, так как это - способ реализации личности человека.
Разумеется, это происходит при сохранении экономических отношений со
всеми их положительными моментами, но уже в качестве
подчиненных культурным и нравственным ценностям. Это означает переход
на новый уровень ЦИВИЛИЗАЦИИ. «Будущее общество произведет, как свою
постоянную действительность богатого и всестороннего, глубокого во всех
его чувствах и восприятиях человека... Богатый человек - это человек,
нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни... Если
отбросить ограниченную буржуазную форму, то чем иным является
богатство, как не абсолютным выявлением творческих дарований человека»,
- говорил Карл Маркс. «Свобода по Марксу несравненно выше, чем в
представлении современных «демократов», ибо у него человек - творческое
существо, созидатель... Развитие человеческих сил является самоцелью...
Социализм Маркса имел много общего со всеми великими гуманистическими
религиями мира... с идеей подлинной духовной реализации человека» (Эрих
Фромм). Есть ли у нас альтернативы?... В ближайшем будущем наша
цивилизация неизбежно столкнется с необходимостью решения глобальных
экологических и, не побоюсь этого слова, космических проблем. Что это
означает? - Тот глобальный экономический кризис, который мы наблюдаем
сейчас - это только цветочки, а ягодки будут впереди. По результатам
исследований международной научной организации - «Римский Клуб»,
которая занимается компьютерным моделированием глобальных
экологических и техногенных процессов, человечество ждут следующие
перспективы. Запасов топлива в виде каменного угля и нефти осталось в
мире на 70 - 150 лет. Неизбежно понадобится переход в
общегосударственном масштабе на новые источники энергии: термоядерные и
солнечные электростанции, размещенные на орбите. А также переход на
принципиально новые виды транспорта, так как бензина не будет. С каждым
годом растет озоновая дыра над Антарктидой. Ультрафиолетовое излучение,
проходящее сквозь нее способно убить всю растительность. Слава Богу,
что там ее нет. В Африке и Южной Америке фермерами для своих нужд
ежегодно выжигаются тысячи гектаров леса. Живые легкие нашей планеты
становятся все меньше. Парниковый эффект от увеличения углекислого газа
в атмосфере усиливается с каждым годом. Сейчас каждый сам видит
последствия этого. Зимы стали более теплыми и дождливыми - похожими на
осень, а летом над большими городами висит плотное облако смога. Таяние
льдов в Арктике и Антарктике под действием парникового эффекта приведет
к затоплению тысяч городов и большой части плодородных земель во многих
странах. Истощение природных ресурсов на Земле с необходимостью вызовет
интенсификацию освоения околоземного пространства и всей Солнечной
системы. В первую очередь это касается орбитальных солнечных
электростанций. Решение этих проблем потребует мобилизации
интеллектуального, духовного и материального потенциала может быть не
одной страны.
Готовы ли к решению таких задач частные фирмы - нет. Они не готовы ни
материально, ни морально. Их хозяева живут по принципу - «После нас
хоть потоп». Даже своих работников они используют, как одноразовые
салфетки. А на будущее Родины им глубоко наплевать!... Ни эгоизм
частного собственника, ни примат интересов избранных не готовы к
решению таких задач. Для такой смены приоритетов развития нужны иное
восприятие мира, иная - некапиталистическая система ценностей, которая
вдохновляет на коллективную работу по созданию условий, открывающих
возможности для достойной жизни и развития каждого человека и всего
общества не только в ближайшее время, но и в отдаленном будущем. Для
решения таких сложных задач требуется работа крупных научных
коллективов, оснащенных по последнему слову науки и техники.
Время гениев - одиночек ушло безвозвратно. Даже для разработки
принципиально новых видов транспорта и программных продуктов в
электронике требуется работа больших научных коллективов. А описанные
мной проблемы в сотни раз сложнее. Во всех без исключения странах этим
занимаются государственные организации. Но наше Государство вместо
капиталовложений в развитие наукоемких производств, фундаментальной
науки и образования - разрушает их и превращает нашу страну в страну
мелких лавочников, живущих «одним днем», которые торгуют только
импортными товарами... На нынешней стадии развития Цивилизации -
наукоемкие технологии все больше выступают в качестве основного средства производства.
Мощной экономика может стать только на качественно новом, более высоком
научно-техническом уровне. Современные наукоемкие и высокотехнологичные
автоматизированные производства - становятся определяющими в
конкуренции, в том числе и с другими странами. При этом государственная
политика в сфере - образования, духовного и культурного воспитания
каждого человека - является ключевым фактором развития и процветания
нашей Родины. «Интеллектуальное достояние нашего талантливого народа
- наша наука и наше образование находится в смертельной опасности...
Положение настолько серьезно, что если не принять немедленных,
экстренных мер, то наука и образование претерпят необратимые изменения
и восстановление их в России на должном уровне потребует усилий
нескольких поколений. Это связано в первую очередь с совершенно
недостаточной поддержкой этих важнейших составляющих жизни страны со
стороны государства.» (Из открытого письма Президенту России,
Правительству России, Государственной Думе, Совету Федерации РФ., под
которым поставили подписи 36 выдающихся представителей Науки и Культуры
России, опубликованном в журнале «Санкт - Петербургский Университет» №
18 от 31., августа 1998 г.) Но до тех пор, пока власть будет наниматься капиталом -
этот крик о помощи будет гласом вопиющего в пустыне!... Положительные
изменения наступят лишь тогда, когда Власть будет честно избранной всем
народом, когда Власть будет действовать в интересах народа - в
соответствии с обновленной Конституцией.
Но может быть я ошибаюсь в своих прогнозах относительно будущего
нашего капитализма? Чтобы у вас такое будущее не вызывало сомнений, я
могу привести мнение человека, который всю жизнь прожил в обществе
развитого капитализма. Того самого капитализма, который наши власть
имущие рисуют нам как вожделенный идеал. Эрих Фромм пишет в книге
«Иметь или быть»: «Все большее число людей начинает осознавать, что
неограниченное удовлетворение всех желаний не способствует
благоденствию, оно не может быть путем к счастью или даже получению
максимума удовольствия. - Мечте о том, чтобы быть независимыми
хозяевами собственной жизни, пришел конец, когда мы начали осознавать,
что стали винтиками (корпоративно - А.Я.) бюрократической машины и
нашими мыслями, чувствами и вкусами манипулирует правительство,
индустрия и находящееся под их контролем средства массовой информации.
- Экономический прогресс коснулся лишь ограниченного числа богатых
наций, пропасть между бедными и богатыми нациями все более и более
увеличивается. - Сам технический прогресс создал опасность для
окружающей среды и угрозу ядерной войны, каждая из которых в
отдельности - или обе вместе - способны уничтожить всю цивилизацию и,
возможно, вообще жизнь на Земле».
Однажды Антуан де Сент Экзюпери сказал: «Есть лишь одна проблема -
одна-единственная в мире - Вернуть людям духовное содержание, Духовные
заботы...» Конечно, он был не совсем прав - это не единственная
проблема, но Важнейшая из Важнейших и пожалуй самая сложная! Задача
Социалистической системы образования - «вернуть людям души «сожранные
вещами», и научить каждого думать о мировых проблемах, как о своих
личных... Мы с детства знаем о том, как снимали проклятья на
баррикадах, и о том, как снимали проклятья на стройках и в
лабораториях, а вы снимете последнее проклятье, вы, будущие педагоги и
воспитатели. В последней войне, самой бескровной и самой тяжелой для ее
солдат», - писали братья Стругацкие еще в 1965 году, в своей повести
«Хищные вещи века». Александр Ярославцев.
|