Четверг, 22.02.2018, 17:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [73]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 205
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
коммунизм - неизбежен
Главная » Статьи » Мои статьи

СРАВНЕНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ШКОЛ АНТИЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ


       Формирование экономической науки, как известно, подверглось благотворному влиянию античной мысли, в особенности много сдесь было сделано древнегреческими мудрецами.        Автором первого научного труда под названием "Экономикос" был ученик Сократа -- Ксенофонт, который различал экономику как науку о благах и пользе и хремастику как науку о хозяйственных рассчетах. Ксенофонт детально разработал оба направления.        Аристотель потом использовал идеи Ксенофонта в области экономики, но пренебрег хремастикой. Аристотелю удалось создать идеальную экономическую теорию, в которой он рассмотрел функции денег и сущность товара со своей точки зрения. Впоследствие Филодем в своих трудах полемизировал с Ксенофонтом и Аристотелем по экономическим вопросам, также не обращая внимания на хремастику.    

   Древние римляне заимствовали у греков хремастику, необычайно развили ее, особенно в области банковского учета, и передали эти знания средневековой Европе. Позднее основатели политической экономии вернулись к предметам, изучавшимся в греческой экономической теории, а именно -- концепциям товара, денег, богатства и тд. Но политэкономы переделали эти понятия в соответствии с новыми, капиталистическими условиями и использовали из достижений древних философов далеко не все.    

   То, что так старательно разрабатывалось великими мыслителями и было заброшено их приемниками, относилось, очевидно, к области древнегреческой философии. С угасанием древнегреческой философии произошло угасание основных экономических учений античных философов. Ниже на основе сравнительного анализа философий и экономических теорий Ксенофонта, Аристотеля и Филодема автор попытается установить, что представляла собой непонятая часть этого интеллектуального наследия. Помимо того, в статье использованы понятия из области современных психотехнологий менеджмента.        

По глубокому убеждению автора, забытые идеи древних ныне очень важны, поскольку раскрывают новое в происхождении экономики от философии, а также содержат полезные советы для современной экономической науки.


Функции экономики в представлении греческих философов


       По мнению некоторых, античные философии противоречивы. Автор верит, что противоречия в воззрениях на экономику у Ксенофонта, Аристотеля и Филодема объясняются не различиями в позициях философов, но различиями в уровнях изучения предмета.  

     Самый низший уровень занимает Ксенофонт. Этот выдающийся философ попытался объяснить суть богатства, исходя из своего учения о пользе. Согласно Ксенофонту, богатство есть результат верного управления имуществом, причем верно управлять имуществом означает уметь пользоваться вещами. если человек не умеет извлекать пользу из того, что имеет, то его потребности всегда остаются неудовлетворенными. Следовательно, даже богач уподобляется нищему, когда не умеет извлекать пользу из своей собственности и своих денег.  

     Сегодня мало кто согласится с таким вот определением богатства. Однако экономика Ксенофонта очень точно понимает значение человеческих потребностей. Экономика, по Ксенофонту, -- это наука об обогащении. Все, чем она отличается от хремастики, заключается в том, что обогащение в экономике является "естественным", то есть приобретение благ, необходимых человеку. (Древние философы-сократики считали считали стремление к благу основой мира. )    

   Хремастика учила наживать деньги, получать прибыль, а это, хоть и может помочь человеку, но в целом является "противоестественным" обогащением. Следовательно, в представлении Ксенофонта, хремастика совмещала в себе практические рекомендации по ведению дел, а экономике отводилась роль изучения и удовлетворения человеческих потребностей. При этом само стремление обладать благами представляет собой не более, чем стремление удовлетворить потребности.    

   Аристотель придерживался той же позиции по вопросу о естественном и противоестественном обогащении, а потому отвергал хремастику, целиком посвящая себя изучению человеческих потребностей. Быть богатым значит пользоваться, но не владеть. В погоне за излишествами человек впадает в крайности, что недопустимо. Аристотель, подобно многим грекам, следовал правилу "Мерон -- аристон" (мера -- лучше всего), а потому советовал не впадать в крайности, а срединно вести хозяйство -- срединно по отношению к самому себе, так как в домоводстве середина есть крайнее совершенство.  

     Аристотель различал три формы экономических отношений, которые он понимал как социальное общение:

1) семья и дом (oikos);

2) общение в смысле ведения хозяйственных дел;

3) общение для обмена.

Обмен для Аристотеля представлялся только зависящим от спроса.

       Материальный достаток -- это непредельное благо, каким его видел Ксенофонт. У человека имеются и прочие потребности -- например, жажда знаний. Тогда Аристотель создает иерархию благ, к которым стремится человек. Эту иерархию можно понимать как пирамиду потребностей. На дне пирамиды -- материальное благо, выше -- социальное, над ними -- высшее благо, добродетель разума и его господство.      

 Таким образом, Аристотель не спорит с Ксенофонтом, но просто поднимается на более высокий уровень познания человеческих потребностей, когда хремастика более не нужна, а нужны этика, эстетика и политика.      

 Филодем, возражая Ксенофонту и перипатетикам по ряду частных вопросов, соглашался, что умеренный достаток способствует самому совершенному образу жизни. Если у человека появляются излишки, то их следует раздавать друзьям. Высшее благо для Филодема, который был эпикурейцем, заключается в наслаждении; наслаждение достигается через обретение спокойствия духа (по гречески -- "атараксия"). Атараксия сводится к уверенности в себе, мудрости и счастью. Значит, Филодем перешел на более высокий уровень изучения потребностей. Таковыми для него стали потребность в самоуважении, самопознании и счастье.        Тем самым Филодем завершает своими работами составление иерархии человеческих потребностей, начатой Аристотелем. В целом эту иерархию можно представить в следующем виде: внизу иерархии находятся материальные потребности, за ними -- социальные, потом -- этические и эстетические, еще выше -- потребности в познании, а на самой вершине -- в самопознании и самовыражении, которая согласуется с установкой, перенятой Ксенофонтом и Аристотелем у Сократа: "Познай самого себя".

Человеческие потребности в представлении греческих философов


       Любопытно, что в наше время, ХХ столетии возникла схожая теория человеческих потребностей, теория Абрахама Маслоу (1954). Маслоу говорил, что потребности человека образуют пирамиду (иерархию), в основании которой находятся физические потребности, выше -- социальные потребности, над ними -- потребности в безопасности и уважении, на вершине -- потребность в самовыражении. Эта теория впоследствие была использована для развития маркетинговой концепции.      

 Но следует отметить, что в наше время подобные теории возникают из наблюдений над рынком, в смысле совокупности всех потребителей. В Древней Греции товарно-денежные были не столь развиты, как теперь, потому торговле и покупателям философы особого внимания не уделяли. Научного маркетинга в его современном понимании не существовало. Как же древним философам удалось прийти к определению потребностей и открытию их иерархической структуры? Какая экономическая дисциплина развивалась из философий Ксенофонта, Аристотеля и Филодема?      

 В виду неразвитости рынка каждый участник экономических отношений понимался мудрецами не как потребитель или производитель, но в качестве собственника, что более соответствовало действительности.      

 Ксенофонт утверждает, что собственник будет богатым, если станет разумным хозяином своего имущества, то есть научится им управлять. Все практические советы Ксенофонта лежат в области менеджмента, преимущественно менеджмента персоналом, то есть рабами. Ксенофонт проявляет заботу о рабах: их не следует постоянно держать в цепях, но необходимо поощрять материально и похвалой. Как видим, эти советы вполне профессиональны.      

 Далее Ксенофонт утверждает, что даже хорошая жена помогает мужу обогатиться, причем женщина создана для домашней работы, а мужчина -- для работы вне дома. И муж, и жена должны соблюдать порядок в делах и вести их честно. То есть менеджмент Ксенофонта распространяется на экономическую организацию семьи и личной жизни.      

 Аристотель и Филодем пошли дальше Ксенофонта в своих выводах, показав, что у человека, помимо материальных потребностей, есть иные потребности. Подлинное благополучие не может заключаться в деньгах или вещах. Развивая идеи организации бизнеса, домоводства и семьи, Аристотель и Филодем познают прочие стремления человека -- к культуре, знаниям, уважению, спокойствию духа, самоконтролю. Таким образом, человек должен быть не просто хозяином вещей, но много более -- хозяином самого себя, своей жизни, своей судьбы. Человек должен быть своим собственным духовным наставником.      

 Быть может, это только фантазии автора, то есть в реальности никакой серебряной нити, связующей мудрецов не было? Отнюдь. Филодем столь успешно вписался в этот ряд и столь активно занимался экономическими изысканиями потому, что его учитель Эпикур, обобщив опыт предшественников, построил первую в истории иерархию человеческих потребностей. К сожалению, Эпикур мыслил не экономически и, вдобавок, не уделял этому вопросу пристального внимания. Эпикур пребывал в твердой уверенности, что знает, в чем истинное благо: оно в атараксии, проистекающей из разумной жизни. Разум и нажива далеки друг от друга, потому философ не нуждался в экономических обоснованиях своей позиции.  

     Однако в письме Эпикура к Менекею мы встречаем утверждение, что ключевые желания человека (читай: базовые потребности) имеют структуру в виде трехуровневой иерархии.

Нижний уровень занят потребностями, обеспечивающими выживание как таковое.

Средний -- потребностями, обеспечивающими благополучие тела.

Высший -- обеспечивающими счастье. Философ предлагал занять высший уровень потребностью в знании и самопознании ради обретения подлинного счастья -- атараксии.        

Филодем, соприкоснувшись с наукой экономикой, не побрезговал основательно позаниматься ей, чтобы лишний раз убедиться в правоте своего учителя. Ознакомившись с философским и экономическим наследием Ксенофонта и Аристотеля Филодем, завершает их доктрину идеями своего наставника, нашедшими столь блестящее подтверждение в прочих философских и экономических школах Греции.      

 Следовательно, древнегреческая философия развивала менеджмент -- от финансового до управленческих психотехнологий. Очевидно, что Ксенофонт, Аристотель и Филодем так или иначе развивали идейное завещание Сократа о стремлении к благу (ибо все они -- сократики), а последнее понималось как естественное состояние человека, условие его развития. При этом благо не заключается в накоплении богатств, но достигается через несколько последовательных этапов, последний из которых есть самопознание.


Заключение


       На первое место в своих концепциях античные школы выдвигали этику, основанную на учении о природе и знании. Нормативная этика философов исследовала вопрос о благе посредством познания добродетели и смысла жизни.    

   Первоначально, на раннем этапе своего развития в трудах Ксенофонта учение о благе опиралось на хремастику и сипользовало такие понятия, как польза и управление. Затем Аристотель развил эту мысль и вышел из узких рамок материальных потребностей человека. Во всякой вещи заложено стремление к благой цели, но благо жизни есть высшая цель, заключенная в прекрасном выполнении разумной деятельности.  

     Аристотель отказался от хремастики, но еще больше углубился в этику, в познание мотивов человеческого поведения. Он понял, что стремление к благу встречается с препятствиями, которые таятся в природе самого человека. Значит, экономика, будучи наукой о благе, должна решать проблемные ситуации во внутриличностной и межличностной сферах, реализовывать личные интересы человека, устанавливать эффективные отношения.  

     Истинный эпикуреец Филодем призывал к наслаждению жизнью, красотой и мудростью. Он высоко ценил общение с друзьями, пытался выяснить закономерности человеческого общения. Его интересовало преодоление стрессов и эффективное личностное развитие. Этическая составляющая в трудах Филодема достигла высшего развития: великий философ задался целью постичь смысл мудрости, успеха и счастья.

       При этом он вынужден был придерживаться антирыночной позиции своих предшественников. Однако его этические и философские воззрения на природу блага, добродетели и процветания оказались достаточно развитыми, чтобы завершить формирование науки о хозяине.    

   Хозяин -- это человек, прошедший долгий и трудный путь самосовершенствования и научившийся достигать блага. Это хозяин жизни, контролирующий свои желания и вместе с тем не ущемляющий своих потребностей и интересов.    

   Естественно, наука о хозяине забылась на фазе упадка древнегреческой философии. Эта дисциплина была слишком сложна для людей той эпохи, так как требовала более глубокого изучения человеческих взаимоотношений. И только когда рыночная экономика в ХХ столетии сделала отношения в обществе более сложными, проблемы потребителей, делового партнерства, карьеры и паблик рилейшнз потребовали скорейшего разрешения. Это привело к возрождению науки о хозяине, которую назвали менеджментом, включив в нее психотехнологии.    

   Современные управленческие психотехнологии позволяют человеку устанавливать эффективные отношения, решать семейные проблемы, ставить перед собой цель в жизни, раскрывать новые способности своего интеллекта. Автор глубоко убежден в необходимости изучения трудов древних философов с позиций современного менеджмента, поскольку эти работы очень актуальны. Советы и рекомендации античных мыслителей касаются нашей нынешней жизни и нынешних проблем. Мудрость древних -- настоящее богатство для современного делового человека и любого другого, кто хочет найти свое место в сложной и активной жизни нашей эпохи.

 

http://busbook.narod.ru/epicur.html

 

Категория: Мои статьи | Добавил: gensek (05.01.2009)
Просмотров: 7075 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Создать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2018